Игорь Погребняков: «Число пациентов с гепатоцеллюлярным раком должно удвоиться»

На форуме «Инновационная онкология», который пройдет в Цифровом деловом пространстве» в Москве с 4 по 6 сентября 2025 года обсудят новые подходы к лечению пациентов с гепатоцеллюлярным раком. Игорь Погребняков, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения, рассказывает, какие инновации будут полезны в работе и почему онкологам стоит готовиться к взрывному росту числа пациентов с такой патологией.
Игорь Владимирович, почему вы, рентгенэндоваскулярный хирург, принимаете активное участие в формировании программы сессии, посвящённой опухолям этой локализации?
Сегодня стандарты лечения пациентов с гепатоцеллюлярным раком в первую очередь предполагают широкий спектр методов локального воздействия. Кстати, количество таких пациентов в России неуклонно растёт. По статистике, гепатоцеллюлярный рак должен выявляться у россиян в два раза чаще — сейчас речь идёт примерно о 9 000 новых случаев в год.
Это довольно большая цифра…
На самом деле нет. В Российской Федерации гепатоцеллюлярный рак не относится к онкопатологиям с высокой заболеваемостью и находится только на 18-м месте по данному показателю. Но если сравнить Российскую популяцию с количеством населения США, разница будет заметна — у нас таких случаев должно выявляться в два раза больше. Пациенты из групп риска, к сожалению, не проходят полное обследование вовремя, а часть людей просто не следит за своим здоровьем. К тому же программы скрининга пока работают недостаточно эффективно.
Если обратиться к мировой статистике, то к 2040 году число пациентов с гепатоцеллюлярным раком в мире должно удвоиться. Поэтому эта проблема сейчас становится особенно актуальной: растёт количество больных, появляются новые препараты, расширяются возможности лечения. Несмотря на это, хирургия и трансплантация органа остаются ключевыми методами радикального лечения, но из-за сопутствующих заболеваний печени — гепатитов, цирроза, и нехватки доноров прооперировать можно далеко не всех. На практике доля пациентов, получивших радикальное хирургическое вмешательство в среднем по стране не превышает 10-20%.
Все остальные нуждаются в других видах лечения. Среди методик локорегионарного лечения основными являются трансартериальная химиоэмболизация, трансартериальная радиоэмболизация, аблятивные технологии локального разрушения опухолей.
Ещё один важный момент: если до 2018 года для лечения гепатоцеллюлярного рака был зарегистрирован только один препарат, а все остальные пациенты получали экспериментальные схемы, то сегодня официально применяются уже порядка 10 препаратов. Представьте себе, какой это бурный прогресс за такой короткий промежуток времени!
Когда произошла революция?
На самом деле все изменилось буквально за последние пять лет. С 2018 года в стандарты лечения гепатоцеллюлярного рака был включён второй препарат — ингибитор тирозинкиназы. А уже в 2022 году, с выходом новой Барселонской классификации, количество доступных молекул значительно увеличилось – для лечения рака печени стали применяться иммуноонкологические препараты. Так же за этот период значительно увеличилось количество центров трансплантации печени в России.
Почему мы организуем эту сессию? Потому что сейчас происходит интеграция и комбинация одних видов лечения с другими, и пока нет полного понимания, как должен строиться алгоритм для каждого пациента. Если, например, при раке желудка мы чётко знаем, что при большинстве стадий сначала назначается неоадъювантная химиотерапия, а затем проводится хирургическое вмешательство, то при гепатоцеллюлярном раке такой чёткой схемы пока нет. Есть лишь понимание, что при определённой распространенности показан конкретный вид лечения, а все остальные комбинации пока находятся в рамках клинических исследований, но уже есть предварительные данные, показывающие их большую эффективность.
Где проводятся эти клинические исследования?
У нас в том числе. В нашем центре ведётся протокол научного исследования, когда мы начинаем с системного лечения пациентов, которых потенциально можно прооперировать, в попытке улучшить отдаленные результаты. Кроме того, крупные мировые ведущие исследовательские центры и группы ученых проводят схожие протоколы, комбинируя различные виды лечения между собой.
Какие исследования будут представлены на сессии форума «Инновационная онкология»?
В том числе результаты нашего исследования. Оно идёт у нас уже два года, и у нас есть отдалённые данные, которые мы хотим представить и обсудить. Помимо этого, мы рассмотрим мировые тенденции, которые постепенно интегрируются в рутинную работу врачей, и вместе со специалистами смежных профилей постараемся найти «золотую середину»: определить, с чего лучше начинать лечение для разных групп пациентов и обсудить, как будет развиваться реальная клиническая практика в ближайшем будущем.
Каким специалистам будет интересна эта сессия?
Лечение гепатоцеллюлярного рака включает несколько направлений. Прежде всего — хирургия и трансплантология. Сегодня количество трансплантаций при гепатоцеллюлярном раке в России значительно выросло, и центров, оказывающих такую помощь, стало больше. Наш центр также запустил трансплантационную программу, и уже сегодня трансплантация в Онкоцентре на Каширке активно интегрирована в повседневную работу.
Кроме того, сессия будет полезна врачам, занимающимся рентгенэндоваскулярной диагностикой и лечением, а также онкологам-химиотерапевтам, которые назначают лекарственное лечение. Я перечислил только специалистов онкологического профиля, однако так же необходимо взаимодействие с центрами и специалистами, работающими с хроническими заболеваниями печени. Это гепатологи и гастроэнтерологи, которые наблюдают пациентов с фоновыми заболеваниями, приводящими к развитию гепатоцеллюлярныго рака. Без их участия невозможно построить полноценное лечение.
Также важен скрининг: терапевты, которые первично принимают таких пациентов, должны быть ориентированы в проблеме, чтобы своевременно направлять их к профильным специалистам.
А насколько технологии и результаты исследований, о которых вы будете говорить, применимы для регионов России? Или это комплексное, инновационное лечение — удел крупных центров, таких как НМИЦ Блохина?
Мы будем обсуждать проблему комплексно с точки зрения мультидисциплинарного консилиума, поэтому сессия будет интересна всем: коллеги смогут увидеть, к чему придёт реальная клиническая практика в ближайшей перспективе. При этом мы затронем и существующие стандарты диагностики и лечения. Таким образом, будут рассмотрены и новейшие подходы, и уже отработанные схемы — это будет интересно всем специалистам.
Зарегистрироваться можно по ссылке